22.02.2018

Не “Квадратом” единым: К 140-летию Казимира Малевича

Казимир Северинович Малевич – великий русский художник. Родился Казимир Малевич в Киеве 11 февраля 1878 г.
Казимир Малевич является знаковой фигурой не только в русском искусстве, но и в мировой истории живописи. В частности именно он был основоположником нового вида искусства – супрематизма, ознаменовав его появление картиной, которую знают во всём мире, как – Чёрный Квадрат. Картина Чёрный Квадрат была написана в 1915 году и вызвала настоящий фурор среди ценителей и критиков.
Супрематизм, что изобрёл Малевич, несёт смысл полной беспредметности. В отличие от кубизма, где на геометрические фигуры разлагаются реальные вещи и образы, здесь нет ни вещей, ни образов, ни верха, ни низа. Геометрические фигуры написаны чистыми цветами и погружены в некое пространство, где господствуют законы динамики.
Супрематизм - название происходит от польского слова Супрематия, что означает главенство, превосходство, доминирование. Доминирование основного цвета над всеми остальными компонентами живописи.

10 шедевров Казимира Малевича

1. Чёрный супрематический квадрат, 1915
Самая известная и одновременно самая обсуждаемая картина русского художника-авангардиста — это «Черный квадрат». Всего «черных квадратов» — четыре. Первый и третий хранятся в Третьяковской галерее в Москве, второй — в Русском музее в Петербурге. Четвертый висит в Эрмитаже. Приблизительная стоимость каждого по отдельности — более 20-30 млн. долларов. Картины не продаются.
«Черный квадрат» не имеет ни верха, ни низа, приблизительно одинаковые расстояния отделяют края квадрата от вертикальной и горизонтальной линий рамы. Немногие отклонения от чистой геометрии напоминают зрителям о том, что картина все-таки написана кистью, что художник не прибегал к циркулю и линейке, рисовал элементарную геоформу «на глазок», приобщался к ее внутреннему смыслу интуицией.

2. Чёрный круг, 1923 год


Первый «Чёрный круг» был написан в 1915 году, позднее автор для различных выставок сделал её варианты, — авторские повторения. 
«Черный круг» — образец беспредметной живописи. 
Для художника эта зримая беспредметность – вывод из всего существующего мира предметов, абсолютно новый аспект, максимально открывший не только широту пространства, но и всю Вселенную. Формы, созданные Малевичем, находятся в некоем безвесном состоянии, они как бы летят, ни на что не опираясь. Черный круг – невероятно важный модуль системы пластического характера, большой потенциал стилеобразующего характера абсолютно новой идеи, которую Малевич и назвал супрематизмом.Именно из первоначального «Черного круга» Малевич создает свое гениальное творение «Черный квадрат», этим он наконец-то устранил вечную проблему круга и квадрата, которая долгое время волновала всех математиков и которую они никак не могли решить.

3. Красный квадрат, 1915
«Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. 
В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».
Ксана Бланк - американский литературовед - сравнивает супрематизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, в рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством». Ксана Бланк приходит к выводу, что, как и в рассказе Толстого, красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты. Однако данная трактовка Ксаны Бланк полностью противоречит названию картины: "Женщина в двух измерениях", которую Малевич оставил на её обороте.

4. Скачет красная конница, 1928—1932
Написана в 1928—1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату. В настоящий момент хранится в Русском музее. 
Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.
Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

5. Супрематическая композиция, 1916
«Супрематическая композиция» стала одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником. Неизвестный покупатель согласился расстаться с суммой превышающей 60 миллионов долларов.
Супрематическая композиция не так проста, как кажется на первый взгляд. Мастер заложил свое понятие и смысл в создании этой картины. И, глядя на нее, каждый может увидеть своеобразно натуру великого художника. Некоторые увидят его внутреннюю сущность, глубину его богатого мира воображений. Другие же, может быть, обратят внимание на то, что самые простые вещи в нашей жизни могут приобрести большее значение.

6. Зимний пейзаж, 1930
Изображение зимнего дня на этой картине соответствует желанию художника менять традиции и использовать иные средства выражения, чем раньше. Манера письма примитивистская, картина написана будто бы неумелой детской рукой, когда еще нет навыков рисования сложных объектов, и неопытный художник рисует геометрическими фигурами увиденное. Малевич, опытный художник, специально применил этот метод для передачи ощущения зимнего дня. Его деревья составлены из кругов, которые должны представлять шапки снега. Фигурка на заднем плане показывает, насколько глубок снег. Художник использует нетрадиционные для изображения зимы чистые насыщенные краски.

7. Корова и скрипка, 1913

Работа «Корова и скрипка» одна из самых ярких и необычных картин. Написана картина на деревянной дощечке. В то время художник испытывал нужду и не мог позволить себе купить дорогой холст. Тогда он использовал в качестве холста часть деревянной полки, на которой даже остались отверстия для крепления.
Работа выполнена в свойственных для живописца цветах. Темный фон говорит о печали художника, его мрачном настроении. Идеей произведения послужили стандарты, на которых базировалось искусства того времени. Музыка должна была создаваться по правилам, литература обязана соответствовать определенным стандартам и живопись оценивали, исходя из заданных параметров работ.
Художник пропагандировал свободу во всем, он с легкостью сочетал непохожие предметы. Малевич выступал против стандартов и правил, он считал, что для искусства не существует законов и формул. В своей картине он высмеял применение клише.
Мастер в шутку предлагает совместить корову и музыку, визуально демонстрируя, как это будет выглядеть буквально. Несколько зеленых элементов на картине придает оптимизма не только работе, но и показывает надежду художника на развитие и желание жить. Он не терпел определенности в искусстве и его четкого разделения. Нельзя сказать, что картина выполнена в стиле кубизма. Эта работа, возможно, одна из самих реалистичных в творческой жизни Малевича.

8. Точильщик, 1913
Картина "Точильщик" была написана Каземиром Малевичем в 1913 году. В настоящее время картина находится в картинной галереи Йельского университета. В настоящее время "Точильщик" является классическим полотном русского кубофутуризма. Другое название картины - "Принцип мелькания". Именно оно прекрасно указывает на мысль художника. На картине мы видим повтор бесчисленно дробящихся контуров и силуэтов, которые находятся в серо-голубом колорите. При взгляде на картину прекрасно ощущается мелькание процесса наточки ножа. Точильщик оказывается в одно и тоже время в различных точках пространства.

9. Жница, 1912
Очень известны картины Малевича, которые принято относить к первой крестьянской серии - это такие полотна, как "Жница", "Плотник", "Уборка ржи" и другие картины. На этих картинах хорошо виден перелом в видении творчества Малевичем. Фигуры крестьян, занятых насущными заботами, распространены на все поле картины, они примитивистски упрощены, преднамеренно укрупнены и деформированы во имя большей выразительности, иконописны по звучанию цвета и строго выдержанной плоскостности. Сельские жители, их труд и быт возвеличены и героизированы. Крестьяне Малевича, словно составленные из выгнутых листов жесткого, с металлическим отливом материала, при всей своей схематичности первоначально обладали узнаваемыми формами реальных мужских и женских фигур. Грубо вырубленные головы и мощные тела чаще всего размещались в профиль; персонажи, изображенные в фас, впечатляли монументальностью.

10. Автопортрет, 1933
Этот неожиданный реалистический «Автопортрет», созданный в 1933 году, стал творческим завещанием великого русского авангардиста. К тому времени у него уже обнаружилась страшная болезнь, жить оставалось немного. К слову, некоторые исследователи утверждают, что развитие рака предстательной железы спровоцировали специфические методы воздействия, применявшиеся к Малевичу на допросах 1930 года. Как бы то ни было, мастер уходил несломленным. И этот портрет, явным образом ориентированный на высокие ренессансные образцы, неопровержимо доказывает это. Малевич ни от чего не отказывается (один супрематический фон картины чего стоит!), утверждая право художника на свободное творчество, которое было запрещено в тоталитарном государстве, озаботившемся устройством земного рая. Сама гранитная статуарность позы, сам торжественный жест - все это свидетельства того, что и на краю смерти Малевич не отрекается от своей миссии.

Казимир Малевич входит в пятерку наиболее ярких революционеров искусства XX века в мировом масштабе. Гениальность художника, как и его творчество никого не оставляет равнодушным. Работы Малевича — гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий