18.05.2018

Мастер книжной иллюстрации: 130 лет со дня рождения Владимира Конашевича


Почти у каждой книги для детей, 
особенно у книги для маленьких, – два автора. 
Один из них – писатель, другой – художник...

С. Я. Маршак






Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) - русский советский художник, график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации. Автор классических иллюстраций к произведениям Самуила Маршака, Корнея Чуковского и др.
Он не собирался становиться иллюстратором детских книг, а его первая на этом поприще работа родилась почти случайно. Оторванный от семьи, уехавшей в 1918 году на Урал, художник писал жене и к каждому письму прикладывал картинки с буквами для четырехлетней дочери. Так появилась «Азбука в рисунках» - простая, понятная и…очень изящная.





















За это «изящество», за «изысканность» и «эстетство» Конашевича часто не одобряла критика. Иллюстрации к сказкам Шарля Перро и пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», выполненные в стилистике «Мира искусства» называли слишком нарядными и красивыми – в общем, не для детей, а для библиофилов.
С 1920-х гг. его интересы полностью сосредоточились на графике. В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А. Фета, затем к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М. М. Зощенко, К. А. Федина и др.
Примерно в те же годы состоялось знакомство художника с Корнеем Ивановичем Чуковским, переросшее затем в дружбу, тесное сотрудничество, а иногда и соавторскую работу по созданию книги.
Удивительно ярок и детализирован мир героев Корнея Чуковского, нарисованных Владимиром Конашевичем. Хочется долго и внимательно рассматривать, как выглядела сбежавшая утварь нерадивой хозяйки Федоры и какие забавные шляпки носили герои «Путаницы».


С 1930-х гг. Конашевич почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике — тушью или акварелью по китайской бумаге. Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема.
В 1941 г. художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провел здесь всю блокаду, работая сначала над воспоминаниями о своем детстве, а потом над иллюстрациями к сказкам Х.-К. Андерсена. Среди умирающих друзей и близких он, не теряя веры в победу, продолжал работать: иллюстрировал детские книги, писал воспоминания о детстве — о сестре Соне, умершей в блокадную зиму, о родителях, тётках, новогодней ёлке, куклах… 
После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность.
Возрождение Конашевича началось лишь в 1950-е гг. В 1956 году он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику «Плывет, плывет кораблик», в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками в переводах Маршака. Биографы и искусствоведы в один голос заявляют, что книга «Плывет, плывет кораблик» стала главной детской книгой Конашевича и событием и праздником в детской иллюстрации.


Детские книжки должны быть такими, чтобы открыл - и сразу попал в волшебную сказочную страну, оживающую как в словах, так и в картинках. Сказки с добрыми и веселыми иллюстрациями Владимира Конашевича такие и есть. Они - прекрасны. Они – на века. И они не только для маленьких, они и для взрослых – как чудесная волшебная палочка, позволяющая вернуться в счастливое беззаботное детство…

Комментариев нет:

Отправить комментарий